Трудный возраст

Правозащитник Андрей Андреев – про ресурс, который сам по себе не
заработает

Период школьных экзаменов и студенческих сессий – пора горячая. И лето настало, и от эмоций жарко. Но время идет, задачки решаются, а потом наступает та самая взрослая жизнь. По-настоящему трудный возраст, если откровенно. Потому что всем придется искать работу – или себя в ней.

Раньше было как: аттестат или диплом в карман положил и будь спокоен. С одной школой и то не пропадешь, в техникум пойдешь или сразу работать, а там, захочешь, на «вечернее» поступишь. Не было ни стрессов, ни рейтингов. Сегодня выпускники готовятся к ЕГЭ с начальной школы, 71% в возрасте 15-17 лет планирует поступать только в вуз. Родители в том же объеме (71,7%) хотят для своих детей высшего образования и успешного трудоустройства, конечно.

Однако такое «дипломированное большинство» давно нарушило расстановку сил на рынке труда. В 2018 трудоустроились в первый год после окончания университета только 72% выпускников. Росстат подтверждает: уровень молодежной безработицы равен 5,9%, что выше общего показателя по стране в 5%. В целом, 48,7% безработных сегодня – люди в возрасте от 20 до 34 лет.

Особенно сложной выглядит ситуация в отдельных регионах. По материалам Центра статистики и науки о данных РЭУ им.Г.В, Плеханова, безработными являются 73,8% молодежи в Якутии и 62% в Мурманской области. Более 50% официально не трудоустроены в Хакасии, Астраханской и Смоленской областях.

Оценим ситуацию трезво. Застойных безработных в такой категории нет, место молодые находят быстро, в интервале от 2 до 6 месяцев. Отдельно давайте учтем фрилансеров, энтузиастов со стартапами, тех, кто надумал продолжать учиться… Но это все равно частности. Общий срез таков: 80% выпускников российских вузов не могут устроиться по специальности. У них нет опыта, у региона нет вакансий. Смотрим площадки по поиску работы (те же проблемные регионы) и наблюдаем острую потребность в кадрах, отличные зарплаты. Только люди нужны трудовых профессий, а их на территориях мало. Поэтому превалируют предложения с вахтовым режимом, завозом временщиков.

Популяризация рабочего профессионального образования должна начинаться со школьной скамьи, с союзничества между школами, техникумами, колледжами, интегрированными в региональный рынок труда. В объективную экономическую модель субъекта РФ, в его реальный сектор. Необходимо налаживать формы производственной практики для учеников старших классов, заинтересовывать их техническими, финансовыми возможностями предприятий. Эта переориентация среднего образования не исключительно на высшее, а на достойный выбор, создаст для очень многих ребят надежную жизненную платформу. Никто не призывает не учиться, но альтернатива, давно диктуемая жизнью, формироваться должна.

То же самое происходит и в вузах. Учебные программы надо компилировать с учетом социально-экономического потенциала региона… Но сейчас у нас другие проблемы. Как помочь студентам, уже завершившим обучение? Ответ очевиден: необходимо оказывать содействие региональной занятости молодых специалистов. На федеральном уровне нужна подпрограмма, которая дополняла бы общегосударственную «Содействие занятости населения». Чтобы отследить реализацию, потребуется мониторинг, который отражал бы эффективность работы губернаторов, влиял бы на их рейтинг.

Нужна молодым специалистам и своя площадка, не привязанная к географии. На базе «Работы в России» (онлайн-портал от Минтруда) возможно открыть многопрофильный онлайн-коворкинг, единый для страны. Здесь выпускники, студенты-старшекурсники могли бы узнавать о наличии вакансий «стажер», проведении оплачиваемой сезонной практики на местных предприятиях, общаться в чатах с работодателями или наставниками. Причем на стажеров должен существовать региональный «запрос», вероятно, и квотирование по крупным компаниям.

Коворкинг – это цифровое поле реальных возможностей. Можно проводить вебинары по профориентации или «ярмарки вакансий», разгрузив вузы, в которые не каждый бизнес дойдет. Посмотреть и скачать шаблоны документов для принятия на стажировку, практику, работу. Развить деловые коммуникации между участниками рынка в форумах по регионам. Онлайн-коворкиниг также может предоставлять возможность общения с наставником, куратором стажировки.

Площадка должна сотрудничать с отделами профессиональной ориентации, трудоустройства и работы с выпускниками вузов России, которые будут мониторить списки вакансий. Это выгодно всем сторонам. Ведь практиканты или стажеры станут уже людьми с опытом работы, а не самым слабым резервом, уязвимым для «серых» схем и не всегда претендующим даже на фронт-персонал.

Временами кажется, что современная промышленно-сервисная экономика не слишком далеко ушла от «гаражной». Предприятия не спешат прозрачно нанимать молодых стажеров, воспитывать собственную смену сотрудников. И тогда молодежи просто некуда деться в родном регионе. Начинаются не только мотания на заработки, но и поиски вообще любого дохода. Вот здесь за державу уже обидно. Ресурс, который сам не заработает, должен найти адаптивную господдержку и крепкую региональную опеку. Вектор приложения не своего диплома, а самого себя. А то пока у нас психологически трудный подростковый возраст перетекает в трудный молодой, длящийся до 30 с лишним лет…

Автор общественный деятель, правозащитник, председатель международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права»